Рулевое управление-история

Рулевые рейки

История изобретения, особенности современных конструкционных элементов рулевого управления и их ремонта

Автомобилей на планете становится все больше. Из категории роскоши они уже несколько десятилетий назад перешли в категорию необходимой собственности. Наличие транспортного средства:

 дает независимость от муниципального транспорта и расстояния;

✔  обеспечивает комфорт и скорость перемещения человека и грузов;

✔  избавляет от выстраивания и осуществления движения с пересадками, по сложным, утомительным мультимодальным маршрутам;

✔  снимает необходимость носить в руках, на плечах или за плечами сумки, рюкзаки, чемоданы разного веса и объема.

Это далеко не все преимущества личного автомобиля. С течением времени он не утратил и свои прежние функции: неизменно участвует в формировании имиджа автовладельца, повышает его статус. Одна из основных систем транспортного средства – его рулевое управление.

Система является ведущим элементом безопасности вождения, что предопределяет и важность качества запчастей на рулевую рейку ✔  В современных моделях это целая совокупность узлов и механизмов, обеспечивающая повороты, удержание направления движения. Система является ведущим элементом безопасности вождения, что предопределяет и важность качества запчастей на рулевую рейку.

Рулевая рейка - ведущая конструкционная часть системы ✔  Рулевая рейка - ведущая конструкционная часть системы. Этот силовой узел позволяет водителю транспортного средства легко вращать руль, контролировать угол поворота колес (в основной массе современных автомобилей – передних или 4х4).

История рейки и ГУР в системе рулевого управления автомобиля

История автомобилестроения стартовала в 1769-м: изобретатели Туманного Альбиона потрясли мир своей паросиловой машины. Больше века прошло до появления ТС с двигателем внутреннего сгорания. Прототипы рулевого управления появились практически одновременно с ДВС.

✔   Ранее, на этапе активного развития автомобилестроения, то есть в конце XIX - начале XX веков, каждый владелец машины был вынужден стать самому себе механиком. Первые реечные рулевые механизмы могли подвести в неподходящий момент, далеко от городских ремонтных мастерских.

✔   Только в начале прошлого века по своей конструкции оно приняло привычный нам ныне облик. Хотя вряд ли кто-то сегодня задастся вопросом, как проверить рулевую рейку самостоятельно, настолько сложной стал реечный механизм в современных моделях транспортных средств! 

Из-за постоянных поломок от реек отказались. К ним вернул мир Эрл Стил Макферсон (Earle Steele MacPherson). После войны, в 1948 году, этот легендарный создатель подвески «качающаяся свеча» на направляющих амортизаторных стойках возродил реечный механизм. Он идеально подошел для его инновационной по тем временам подвески.

  • Узел подвески Макферсона и рулевая рейка не мешали друг другу. Они совместно гасили отдачу от колес.
  • Именно это сочетание двух механизмов легло в основу успеха реечной системы.
  • Она сразу обесценила прочие аналоги, упростилась и диагностика рулевой рейки при ТО и поломках.
  • В современных моделях дополнил простоту управления гидроусилитель (ГУР).

Гидроусилитель тоже славится непростой историей. Конструкторы начали думать о такой возможности еще при создании первых самодвижущихся экипажей. Водители паровых омнибусов в полной мере познали «прелести» прямого управления: порой для проворачивания рулевого колеса требовалось несколько человек.

  • В 1823 году появилась первая оригинальная конструкция с пневматическим (паровым) усилением, позволившая практически без проблем проворачивать руль в одиночку.
  • Система не прижилась. В дальнейшем препятствовали развитию этого направления конструкционные новинки в общей системе рулевого управления, но поиски решения для усилителя не были остановлены.

Грузовое транспортное средство Columbia (1903 г. в.) оснастили электроусилителем рулевого управления! До 1927 года грузовики комплектовали вакуумными и пневматическими усилителями.

Гидросистемы внедрили в судоходстве. В годы первой мировой войны их адаптировали к тяжелой военной технике, но, увы, неуспешно. Фрэнсис Дэвис (Francis Davis) совместно с Джорджем Джессопом (George Jessop) создал первый прообраз современного ГУР.

Изобретали предложили привод с насосом и схему с неизменно открытыми регулирующими клапанами

Важным преимуществом гидравлики стала амортизация вибрации, которая шла от колес на руль. Концерн General Motors за изобретение ухватился. Дальше пошло-поехало.

Усовершенствование гидроусилителей продолжается по сей день. Одно из направлений работы конструкторов - усиление ресурса насоса ГУР.

Типы современных рулевых реек

Сегодня в комплектации автомобилей представлено два типа рулевых реек.

1.   Гидравлическая рулевая рейка - традиционная система с ГУРом, к которой подключается насос и замкнутый контур с сальниками. По системе качается жидкость, которая относится к расходным материалам, но, как правило, замены требует только при поломках гидроусилителя. ГУР облегчает задачу водителя при проворачивании рулевого колеса. Усилия для поворота не требуются, поэтому управлять ТС, включая спецтранспорт, может даже хрупкая женщина.

2.   Электрическая рулевая рейка – система с ЭУРом. Жидкость такому механизму не требуется, поэтому он относится к разряду сухих. Принцип работы иной. Рядом с валом ставится электродвигатель, получающий питание от бортовой сети. Управление идет через ЭБУ.

ЭУР популярен, потому что привод насоса не расходует мощность двигателя, но вытеснить гидравлический усилитель рулевого управления он пока еще не способен. ГУР занимает прочные позиции в силу более доступной стоимости. Его устанавливают на многие модели ведущих автобрендов мира.

Все еще по дорогам России ходят и автомобили с обычными рулевыми системами, то есть без усилителей. Их производили до середины 90-х. О том, как работает рулевая рейка без усилителя, не понаслышке знают старшие поколения автовладельцев. Современному водителю сложно управлять такими автомобилями, поскольку требуется непривычное усилие для поворота рулевого колеса.

Насосы ГУР

Один из основных и наиболее сложных конструкционных элементов ГУР является насос, назначение которого - осуществлять циркуляцию гидравлической жидкости в системе и поддерживать в ней рабочее давление. Служит качественный насос долго. Его ресурс рассчитан на несколько сотен тысяч км.

Важно следить за креплением устройства, натяжением приводного ремня, проверять на потенциальные утечки. В действие насос приводит приводной ремень от шкива коленчатого вала, состояние которого обязательно оценивают специалисты при проведении ТО.

  • Гидронасос бывает лопастным (пластинчатым) и шестеренчатым. Первый – наиболее распространенный в силу высокого КПД и износоустойчивости. Второй - проще и надежнее.
  • Различаются насосы также по типу управления. Они бывают регулируемыми (постоянное давление поддерживается изменением производительной части) и нерегулируемыми (постоянное давление поддерживает редукционный клапан).
  • В зависимости от конструкции ТС на ГУР ставят насосы маломощные и простые 1-контурные для обслуживания только гидроусилителя либо более производительные и уже небюджетные 2-контурные. Они подают масло еще и в систему гидравлической подвески, если она присутствует.

В зависимости от того, какой по типу насос ГУР установлен, изменяется не только стоимость ТС, но и особенности управления.

Неисправности рулевой рейки и ГУР

Как уже было сказано выше, большинство легковых автомобилей оборудовано ГУР, поэтому износ реечного механизма неизменно связан с гидроусилителем, в частности, с его насосом, распределительным клапаном и масляными магистралями.

Неисправности рулевой рейки и ГУР бывают явные и скрытые. Первые легко диагностируются даже неопытным водителем. Вторые можно диагностировать только при прохождении ТО на сервисах. Главное – не забывать о регламентное обслуживании, чтобы не запускать проблему.

Не стоит доводить ситуацию до покупки полного комплекта рулевой рейки или гидроусилителя в сборе, а не отдельных деталей насоса ГУР. Поможет избежать ненужных расходов внимательное отношение к своему автомобилю и раннее выявление неисправностей по следующим признакам:

  • гул, свист, стук по центру капота при движении по неровностям, особенно в повороте, прочие нехарактерные звуки;
  • вибрация руля при езде по ухабам или неровному покрытию, увеличение допустимого люфта;
  • проблемы с возвратом рулевого колеса после прохождения поворота;
  • нестандартные усилия при необходимости быстрого вращения руля;
  • увеличенное приложение сил при заходе в поворот;
  • ощутимый рост свободного хода руля, который ведет к вилянию ТС на прямом участке трассы, необходимости постоянной корректировки направления движения.

Если не обращать внимания на эти и прочие неестественные проявления при управлении ТС, можно довести машину до критической поломки - заклинивания механизма, самопроизвольного вращения руля при продолжении заданного направления движения и прочее.

  • Желательно каждому автовладельцу прочитать описание рулевой рейки, которое всегда подробно дается в инструкции по эксплуатации выбранного транспортного средства. Это избавит от серьезных проблем, возникающих при поломках во время движения.
  • Не забывайте периодически проводить ревизию подкапотного пространства. Внешний профилактический осмотр – превентивная мера, избавляющая от ненужных расходов и неприятностей в пути.
  • Оцените состояние резиновых пыльников через арки передних колес и под капотом. Не пропустите подтекание жидкости. Появление масла на пыльнике – признак попадания в систему воды или грязи.
  • Потеки на кожухе свидетельствуют о прохудившихся сальниках. Если жидкость начала уходить из системы, ускорится износ корпуса и силового цилиндра. Здесь уже не поможет стандартный ремкомплект рулевой рейки. Придется вкладываться в дорогостоящие мероприятия – замену узла в сборе.

Насос, ременной привод, масляные шланги нуждаются в периодической диагностике.  Уровень жидкости в расширительном бачке наглядно продемонстрирует утечку. Перед поездкой обязательно осмотрите все пространство под капотом. Не пропустите свежие масляные пятна на стоянке.

  • В этом отношении эксплуатация авто с электроусилителем проще, но и у ЭУР, при надежности агрегата, есть свои проблемы, помимо стартовой высокой стоимости и дороговизны ремонта.
Обслуживание и ремонт рулевой рейки и гидроусилителя руля

Вряд ли современный автовладелец при серьезных поломках будет самостоятельно ремонтировать такую сложную систему, как рулевое управление. Не стоит забывать, что оно участвует в общей безопасности всех участников движения, сохранности их имущества.

Мелкие проблемы вполне можно решить, выбрав по номеру ремкомплект рулевой рейки на модель того или иного производителя. Самостоятельно домашние автомеханики:

  • устраняют подтекание жидкости на патрубках;
  • меняют разбитую крестовину вала, поврежденный пыльник (кожух);
  • устанавливают наконечники рулевых тяг;
  • подтягивают при проскальзывании или заменяют ремень ГУР, натяжные ролики;
  • регулируют зазоры в передаточном узле.

Если проблемы более серьезные, не стоит рисковать с самостоятельным ремонтом рулевой рейки и ГУР.  Обращайтесь на сервис при:

✔   разгерметизации сальников;   

✔   износе втулок и цилиндров;

✔   стачивании зубьев, деформации вала, рейки;

✔   люфте подшипников и иных проблемах;

В интернет-магазине auto-grupp.ru вы приобретете недорого автозапчасти по каталогу рулевых реек для ремонта всех представителей корейского автопрома, а также в ассортименте запчасти брендов:

  • MSG (агрегаты и комплектующие для ремонта автомобилей, выполненные по аналогии с оригинальными запчастями официальных заводов-производителей);
  • Emmetec (безусловный авторитет в сфере производства запчастей, первый в мире разработчик типологии сальников для рулевой гидравлики и амортизаторов).

Представлены детали разных производителей. Подберем по параметрам аналоги на ваш автомобиль любого бренда, если оригинал не устроил по стоимости. Реализуем запчасти в Краснодаре и его окрестностях. Предлагаем все виды отгрузки без ограничения объема по заявке – от розницы до крупного опта, выбор удобного для вас варианта оплаты и доставки.

© 2024 auto-grupp.ru

Яндекс.Метрика